Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игры

муниципальное казенное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 2»

развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Выполнил: старший воспитатель

Василенко Марина Сергеевна

Свирск, 2015

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы познавательной активности и игровой деятельности дошкольников

1.1. Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….7

1.2. Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста………….16

Вывод по первой главе…………………………………………………………..22

Глава 2. Исследование особенностей развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

2.1. Цель, задачи и методика констатирующего этапа исследования………..24

2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования……………..25

Вывод по второй главе………………………………………………………..…32

Заключение……………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………35

Введение

«В любом человеке могут расцвести сотни

неожиданных талантов и способностей,

если ему просто предоставить

для этого возможность».

Д.Лессинг.

В концепции модернизации российского закона «Об образовании» говориться, что развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. А это во многом зависит от педагогов-дошкольников, стоящих у истоков становления личности.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в «Законе об образовании РФ» (ст. 14) перед педагогами назрела необходимость переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Прийти к успешному саморазвитию и социализации на дошкольной ступени образования помогает игровая деятельность, как основной вид деятельности в дошкольный период.

О значении игры для современного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А учёные всего мира заняты специальным изучением детских игр, их квалификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. В связи с этим и представляет особый интерес изучение игры, истинно детской деятельности, и её активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. То есть программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. Так вот познавательная активность и является одной из форм развития инициативы у ребенка, проявляющаяся у него в поисковых действиях.

Предпосылками или условиями возникновения моей работы над темой послужил анализ многолетнего опыта работы дошкольных педагогов, изучение и анализ данной проблемы в научной литературе, и, конечно же, мои собственные наблюдения за познавательной активностью у детей в процессе игровой деятельности.

Работая в дошкольном учреждении, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер. Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать. Вовлечение в непосредственно-образовательную деятельность с помощью игры помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше дети, чем выше уровень их общего развития и воспитания, тем более значимой является педагогическая направленность игровой деятельности для познавательной активности ребёнка.

В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности. Причины, препятствующие развитию познавательной активности: - готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить; - дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»; - слабо владеют познавательными действиями. Поэтому игровая деятельность в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения. И тем самым решаются противоречия между необходимостью игровой деятельности и социумом, где игра малоценна; между возрастными возможностями дошкольников и материальными возможностями социума. Всё это свидетельствует об актуальности и перспективности изучения данной проблемы.

Объект: познавательная активность детей младшего дошкольного возраста

Предмет: игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Гипотеза: В процессе планомерной, целенаправленной игровой деятельности повышается уровень развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.

Цель: Развивать познавательную активность детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Задачи:

1. изучить теоретические основы игровой деятельности и познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

2. организовать планомерную работу с детьми младшего дошкольного возраста с целью развития познавательной активности

3. проанализировать влияние игровой деятельности на познавательную активность детей младшего дошкольного возраста

Методы исследования:

1. Анализ литературы по проблеме исследования

2. Практическое исследование по проблеме на примере младшей группы МДОУ № 1

База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 1»

Глава 1. Теоретические основы познавательной активности и игровой деятельности дошкольников

  1. Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста

Для начала разберемся, что же означает термин «активность», а после уже обратимся к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же к особенностям её развития у младших дошкольников Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе.

Несмотря на распространенное употребление в психолого-педагогической теории и практике термина «активность», это понятие, в настоящее время, становится очень трудным и неоднозначным в понимании и видении многими авторами. Одни соотносят активность непосредственно с деятельностью, другие - с результатом деятельности, третьи судят, что активность понятие намного шире по значению, чем деятельность [1, c.14].

Так, по мнению А. Н. Леонтьева активность – это термин, обозначающий способность живых существ осуществлять непроизвольные и произвольные, а так же спонтанные движения, изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов, т. е. раздражителей [1, с. 5].

Н. Н. Поддъяков считает, что существует два типа детской активности:собственная активность и активность ребенка, стимулируемая взрослым, воспитателем-педагогом, родителем [2, c.75]. Собственную активность ребенка автор видит в специфической и универсальной формах. По его мнению она характеризуется многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной [3, c.79]. Так же автор замечает, что собственная активность носит фазовый характер, т. е. в повседневной жизни и на занятиях в детском саду она сменятся его совместной активностью с взрослым, а затем ребенок вновь готов выступать в качестве субъекта собственной активности. [2, c. 80].

Следовательно, можно утверждать, что активность, в целом, инициируется и выбирается самим объектом – ребёнком, так же она соответствует его внутреннему состоянию.

В активной деятельности дошкольник выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия: сам ставит цели, определяет пути, методы, способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы и потребности.

Именно на собственной активности, по мнению Н. Н. Поддъякова, основано детское творчество. Вместе с тем, ребенок усваивает содержание деятельности, данное педагогом-воспитателем, и оно, опираясь на опыт предыдущих действий, преобразовывается в его собственное достижение.

Второй вид активности - активность стимулируемая взрослым – характеризуется тем, что взрослый организует и сопровождает деятельность дошкольника, показывает, помогает, рассказывает. В ходе такой деятельности дошкольник получает результаты, которые были заранее определены взрослым. [2, c.16].

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что описанные два типа активности обычно не выступают в чистом виде, т. к. они крайне тесно переплетены в сознании ребёнка. Собственная активность дошкольников во всяком случае связана с деятельностью, направленной и исходящей от взрослого, а знания, умения, навыки, полученные от взрослых, принимаются ребёнком, перерастая и преобразовываясь со временем в его опыт.

Теперь, разобравшись с определением понятия «активность», возможно рассмотреть термин «познавательная активность».

Данная категория связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание - приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира и действительности» [1, c.394]; «Познание обусловлено развитием общественно-исторической практики, это процесс, отражающий и воспроизводящий действительность в мышлении; это взаимодействие субъекта и объекта, в результате которого появляются новые знания о мире» [1, c.360].

В психолого-педагогической литературе не наблюдается единства в понятии познавательная активность человека. Для обозначения данного явления существует множество терминов: Г. И. Щукина - «ценное личностное Т. И. Шамова - «деятельное состояние», Т. И. Зубкова - «стремление человека к познанию».

С помощью анализа психолого-педагогической литературы сформировано обобщенное понятие «познавательной активности младших дошкольников» - это личностное образование, состояние, которое выражается в интеллектуально-эмоциональном отклике ребенка на процесс познания: это и стремление к получению знаний, и умственное напряжение, и проявление усилий, связанных с волевым воздействием в процессе получения знаний; это готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение им индивидуальных и общих заданий, проявление интереса к деятельности взрослых и т. д.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть это понятие с позиции разных авторов (таблица 1).

Таблица 1 – Определения познавательной активности

Определения познавательной активности

Авторы определения

Ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности

Г.И. Щукина

В основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент

В.С. Ильин

Деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности

Т.И. Шамова

Естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование

Т.И. Зубкова

Таким образом, по нашему мнению, под познавательной активностью младших дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражаетинтеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, впроцессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнениеиндивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

Известно, что существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности ребенка. Главным образом это дошкольное детство.

По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3 – 5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности. Среди них Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. А. Коссаковская, А. Н. Леонтьев.

Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

Меняется характер общения ребёнка с взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Познавательная активность дошкольников проявляется в процессе усвоения ими речи и выражается в словотворчестве. Известно, что в младшем дошкольном возрасте ребенок может не только познавать и усваивать наглядные свойства явлений, предметов, но и способен замечать и понимать связи, закономерности, лежащих в основе многих явлений.

Т. И. Шамова, руководствуясь особенностями развития детей в младшем дошкольном возрасте, полагает, что познавательная активность - это деятельное состояние, проявляющееся в отношении ребенка к предметам и процессам осуществляемой деятельности [3, c.18].

Физиологической основой познавательной активности является несогласованность между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности. Учитывая особенности развития познавательной активности младших дошкольников, Т.И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших дошкольников (таблица 2).

Таблица 2 − Уровни проявления познавательной активности младших дошкольников.

Уровни проявления познавательной активности

Характеристика

Воспроизводящая активность

Стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса: «Почему?»

Интерпретирующая активность

Стремление ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях

Творческая активность

Стремление ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы

Таким образом, основу познавательной активности дошкольников младшего возраста составляет стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а также законы их функционирования. Нами из всего множества изложенных в психолого-педагогической и методической литературе понятий были выделены наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности дошкольников 3−5 лет. Их можно идентифицировать по следующим показателям (таблица 3).

Таблица 3 − Компоненты познавательной активности младших дошкольников.

Компоненты познавательной активности

Показатели

Когнитивный

− наглядно-действенное мышление;

− непроизвольное внимание;

− механическая память,

− зрительно-пространственное восприятие

Эмоциональный

− состояния;

− эмоции

Деятельностный

− умения;

− навыки

Подводя итог вышеизложенному, следует заметить, что познавательная активность младших дошкольников – это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. В дошкольных учреждениях предлагается решение следующих задач:

• Поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;

• Опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;

• Организация познавательной среды, стимулирующей познавательную активность детей.

Сегодня в педагогической литературе выделяют новый принцип обучения и воспитания детей: стимулирование и развитие познавательной активности и творчества детей на всех этапах их обучения.

Показателями познавательной активности являются следующие умения:

– анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи, отношения;

– синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать характер изменений в зависимости от несущественных факторов;

– сравнивать, обобщать;

– рассуждать, делать умозаключения, выводы;

– предоставлять аргументы и доказательства.

Необходимо создание педагогических условий для развития познавательной активности:

– организация познавательного поиска детей;

- организация целенаправленной игровой деятельности;

– создание обогащенной предметно-пространственной среды;

– организация экспериментирования, исследовательской работы;

– проектная деятельность детей;

– обеспечение детям возможностей для интересного и нетрадиционного выполнения заданий;

– создание ситуации успеха;

– мотивации.

Эти условия можно рассматривать как средства стимулирования процесса познания. Важным фактором стимулирования познавательной деятельности является познавательно – побуждающая мотивация, которая, как утверждают психологи, помогает создавать у дошкольников и младших школьников направленность на познавательную деятельность, делает процесс познания личностно значимым.

Главное – вызвать у ребенка интерес к деятельному поведению, к познанию. Микроисследовательские ситуации вовлекают детей в творчество.

Таким образом, в основу познавательной активности дошкольников младшего возраста положено желание ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, полученный опыт, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами окружающей действительности. Познавательная активность младших дошкольников – это активность, возникающая непосредственно в процессе познания ребенка мира. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста можно считать: проявление интереса к элементам творчества; заинтересованное слушание и дальнейшее принятие информации; желание уточнить, переспросить, углубить свои знания; самостоятельный поиск ответов на интересующие ребенка вопросы; умение усвоить и принять способ познания, в дальнейшем применяя его в других ситуациях.

Таким образом, стимулируя познавательную деятельность ребенка, развивая творческую активность, мы создаем условия для осознанного им выбора способов саморазвития, воспитания уверенности в себе, комфортного самоощущения в различных жизненных ситуациях.

  1. Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Все действия детей можно определенным образом сгруппировать и отнести к разным видам деятельности. Деятельностью называется совокупность действий отвечающих одним и тем же побуждениям. Это целостный мотивированный акт поведения.

Деятельность – это взаимодействие человека со средой, в которой он достигает цели, возникшие от потребностей человека. Деятельность подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая пересадка знания прямо в голову субъекта, минуя собственную деятельность.

Установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим. Именно он наиболее важен для психического развития ребенка.

Ведущая деятельность – это та деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет высказывание и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. В период от рождения малыша до поступления в школу сменяются три вида ведущей деятельности. Сначала – это эмоциональное общение, потом – предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

Центральным вопросом теории детской игры является вопрос об ее историческом происхождении. Д. Б. Эльконин в своих исследованиях показал, что игра, и прежде всего игра ролевая, возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда и оказывается следствием невозможности включения ребенка в производительный труд. С возникновением ролевой игры начинается и новый, дошкольный период в развитии ребенка. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка разрабатывали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. Я. Михайленко и др.

Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.

Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включаются игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми. В игре также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в игре отношения между взрослыми.

Игра обычно носит групповой характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли. В игре выделяются реальные отношения детей (между участниками игры) и игровые (отношения в соответствии с принятыми ролями).

Игра проходит различные этапы. По Д. Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами - осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью.

Н. Я. Михайленко выделяет три постепенно усложняющихся способа игры:

1) развертывание и обозначение условных предметных действий в игре;

2) ролевое поведение - обозначение и реализация условной игровой позиции; 3) сюжетосложение - развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.

С началом обучения в школе роль игры в психическом развитии ребенка уменьшается. В этом возрасте значительное место занимают различные игры с правилами - интеллектуальные и подвижные. Роль сюжетных моментов становится меньше, но не исчезает совсем.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Один из крупнейших ученых-исследователей игры нашего времени, С.Л.Новоселова, дала одновременно и очень образное, и очень точное определение: игра – «это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности», которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого».

Младший дошкольный возраст- стадия психического развития ребенка, охватывающая в отечественной периодизации возраст от 2 до 4 лет. Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому и все психическое развитие детей также проходит через игру, через действия с предметами, в том числе и с игрушками.

Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, родителям нужно стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, взрослый вовлекает малышей в совместную деятельность, делая её важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.

По мнению С.Л.Новосёловой, современный вариант классификации детских игр включает в себя три класса: [8,17].

- Игры, возникающие по инициативе самих детей. Это игры – экспериментирования (напр., с природными объектами; с животными и людьми; со специальными игрушками для экспериментирования) и сюжетные самодеятельные игры (напр., сюжетно-отобразительные; сюжетно-ролевые; театрализованные )

- Игры, возникающие по инициативе взрослого. Это обучающие игры (напр., дидактические; сюжетно-дидактические; подвижные; музыкальные) и досуговые игры (напр., интеллектуальные; забавы; развлечения; празднично-карнавальные; компьютерные).

- Традиционные или народные игры. Это обрядовые (напр., семейные, сезонные),тренинговые (напр., интеллектуальные; сенсомоторные; адаптивные) и досуговые (напр., игрища; тихие; забавляющие; развлекающие).

Сюжетно-ролевая игра, имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им.

Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Отношение ребенка к правилам изменяется на протяжении дошкольного возраста. Сначала малыш легко нарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознает смысл правил. Затем он фиксирует нарушение правил товарищами и противится этому. Он объясняет необходимость следования правилам, опираясь на логику житейских связей: так не бывает. И только потом правила становятся осознанными, открытыми. Ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так он учится управлять своим поведением. "Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии", – писал Д.Б. Эльконин.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.

Вывод

Назревшая перед педагогами-дошкольниками необходимость переориентировать содержание образовательного процесса в соответствие с новым законом «Об образовании» и федеральным государственным образовательным стандартом, дает почву для размышлений по выбору форм и методов воспитательно-образовательного процесса. Цель современного дошкольного образования: обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, требует от педагога максимальное включение педагога в образовательный процесс, используя при этом нетрадиционные и эффективные методы работы.

Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Прийти к успешному саморазвитию и социализации на дошкольной ступени образования помогает игровая деятельность, как основной вид деятельности в дошкольный период.

Подводя итог вышеизложенному, следует заметить, что познавательная активность младших дошкольников – это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.

Игра – уникальный вид деятельности, который часто недооценивают родители и некоторые педагоги. Ведь только игра дает ребенку возможность самовыражения, саморазвития и социализации, принося при этом радость дошколятам.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, родителям нужно стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, взрослый вовлекает малышей в совместную деятельность, делая её важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.

Тема нашего исследования задает проблемный вопрос: - «Влияет ли игровая деятельность на развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста?». Изучив теоретическую часть исследования, приходим к положительному ответу на вопрос, остается лишь на практике доказать гипотезу исследования.

Глава 2. Исследование особенностей развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

2.1. Цель, задачи и методика констатирующего этапа исследования

Цель констатирующего этапа: исследовать особенности развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать уровень развития познавательной активности детей на примере младшей группы МДОУ № 1;

  2. Выявить уровень влияния игровой деятельности на развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.

Методы, используемые на констатирующем этапе исследования:

- наблюдение за игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста;

- диагностика уровня познавательной активности детей младшей группы: начальная и контрольная.

2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования

Для изучения познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, на базе МДОУ № 1 был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети младшей группы в количестве 12 человек.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий.

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.

2 этап - формирующий.

На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.

3 этап – контрольный.

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста, проведен анализ полученных результатов.

Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровня сформированности познавательной активности младших дошкольников.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели:

- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

- эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности мы остановились на четырех заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания - конструирование фигурок из пластилина и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Кооса). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов - прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением животных.

Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали сказку и лепили из пластилина испытуемые в парах, а рассматривали картинки и складывали узор из кубиков по одному (в присутствии и при участии экспериментатора).

Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что дети находились примерно на одном уровне развития познавательной активности.

Кроме того, можно было отметить и некоторые психологические особенности, свойственные познавательной активности детей до проведения формирующего эксперимента. Большинство детей ориентировались на картинки, которые представляли собой возможность сложения целостного изображения. Дети часто проявляли ригидность, использовали только один тип возможностей. Стремясь найти какой-то определенный вариант, дети обычно не замечали случайно появляющиеся другие возможности, для них было характерно отсутствие инициативы в поиске различных способов использования материала.

Проведенная на констатирующем этапе диагностика познавательной активности и наглядного моделирования позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у младших дошкольников.

На низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательной активности находилось 38% детей. Данная подгруппа получила условное название «Подражатели». Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. На среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательной активности оказалось 58% детей. Эта группа детей, получившая название «Вопрошайки», характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым. Наименьшее количество детей (4 %) находились на высоком (поисково-продуктивном) уровне познавательной активности. Данная подгруппа детей, условно названная «Искатели», отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития. С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента.

С детьми младшего дошкольного возраста мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности.

Неспецифичностьоперациональных компонентов познавательной активности ребенка делает возможным ее формирование в контексте различных форм детской деятельности. В качестве основного вида детской деятельности мы выбрали игровую деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевые и игры с правилами), в рамках которых возможно создание ситуаций, способствующих проявлению познавательной активности детей.

Основными принципами наших занятий были:

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в игровую деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе мы старались использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса и др.). Если ребенок сам не проявлял интереса к подобным материалам, то воспитателю приходилось стимулировать ребенка на рассматривание или игру, повышающую любознательность. Если получалось заинтересовать ребенка совместной игрой, то воспитатель через некоторое время покидал игру, давая возможность ребенку проявить самостоятельную активность.

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Для нас важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагал (но не настаивал) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Таким образом, на протяжении месяца с экспериментальной группой детей, помимо программных занятий было проведено 10 игровых занятий, направленных на развитие познавательной активности. Все остальные параметры, определяющие жизнь детей в детском саду (программные занятия, режимные моменты и пр.) были одинаковы.

Можно описать некоторые изменения, происходящие в поведении детей за время проведения формирующих занятий. В начале дети не проявляли особого интереса к предлагаемому материалу и поиску различных способов обращения с ним. Предлагаемые детьми варианты были достаточно однообразны и не многочисленны. Игры заканчивались достаточно быстро (10–15 минут). В середине формирующего эксперимента заинтересованность детей в предлагаемом им материале значительно возросла, они стремились найти разнообразные способы использования предлагаемого им материала, хотя это им не всегда удавалось. У детей появились попытки расширить предлагаемую им ситуацию. В конце формирующих занятий поведение детей существенно изменилось. Они стремились найти различные способы использования предлагаемого им материала и часто находили очень интересные. За счет заинтересованности детей время занятий существенно удлинилось (15 – 20 минут).

После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей младшего дошкольного возраста. Полученные данные показали, что уровень развития показателей у детей младшей группы стал значительно выше в сравнении с результатами начальной диагностики.

В экспериментальной группе (где наряду с обычными занятиями, проводились занятия направленные на развитие познавательной активности) произошли существенные изменения в уровне развития когнитивной сферы познавательной активности. Низкий уровень развития познавательной активности с 25% детей (3 чел.) уменьшился до 1 чел. детей (5%), средний уровень уменьшился с 65% детей (13 чел.) до 35% детей (5 чел.), в то же время высокий уровень развития познавательной активности вырос с 10% детей (2 чел.) до 60% детей (4 чел.).

Наряду с этим можно отметить и некоторые психологические особенности познавательной активности, появившиеся у детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента. Практически у всех детей явно выросла инициативность в поиске новых способов обращения с предлагаемым объектом. У детей появился момент «обдумывания» - когда ребенок, в определенный момент, исчерпав свои возможности, не уходит из ситуации, не начинает повторять уже сделанные ранее варианты, а берет «таймаут», внимательно рассматривает кубики и пытается найти новое решение.

Подводя итоги констатирующего и формирующего этапов исследования, приходим к следующему выводу: познавательная активность у детей младшего дошкольного возраста не возникает сама по себе, ее необходимо развивать, и очень эффективным методом в развитии познавательной активности является игровая деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевые и игры с правилами).

Выводы

Цель констатирующего этапа исследования было исследование особенностей развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Для ее реализации были решены следующие задачи:

1. Проанализировать уровень развития познавательной активности детей на примере младшей группы МДОУ № 1;

2. Выявить уровень влияния игровой деятельности на развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.

Методы, используемые на констатирующем этапе исследования: (наблюдение за игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста; диагностика уровня познавательной активности детей младшей группы: начальная и контрольная) позволили сделать следующие выводы:

- После проведения формирующего эксперимента уровень развития познавательной активности у детей младшей группы стал значительно выше в сравнении с результатами начальной диагностики.

- В экспериментальной группе (где наряду с обычными занятиями, проводились занятия направленные на развитие познавательной активности) произошли существенные изменения в уровне развития когнитивной сферы познавательной активности. Низкий уровень развития познавательной активности с 25% детей (3 чел.) уменьшился до 1 чел. детей (5%), средний уровень уменьшился с 65% детей (13 чел.) до 35% детей (5 чел.), в то же время высокий уровень развития познавательной активности вырос с 10% детей (2 чел.) до 60% детей (4 чел.).

- Наряду с этим можно отметить и некоторые психологические особенности познавательной активности, появившиеся у детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента.

Заключение

Познавательная активность младших дошкольников – это активность, возникающая непосредственно в процессе познания ребенка мира. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста можно считать: проявление интереса к элементам творчества; заинтересованное слушание и дальнейшее принятие информации; желание уточнить, переспросить, углубить свои знания; самостоятельный поиск ответов на интересующие ребенка вопросы; умение усвоить и принять способ познания, в дальнейшем применяя его в других ситуациях.

Игра – это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности», которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого. (С.Л. Новоселова)

Исходя из определения понятий «познавательная активность» и «игра» моно сделать вывод: игра, являясь ведущим видом детской деятельности, всесторонне влияет на общее развитие ребенка и в частности на развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста. Опираясь на теоретическую часть исследования, была поставлена цель и определены задачи и методы практической части исследования.

Для изучения познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, на базе МДОУ № 1 был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети младшей группы в количестве 12 человек.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий.

2 этап - формирующий.

3 этап – контрольный.

Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

После проведения начальной диагностики уровня познавательной активности, была разработана система игровых занятий, влияющих на развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.

Система состояла из 10 игровых занятий (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и игры с правилами), которые проводились с экспериментальной группой из 12 детей младшей группы МДОУ № 1. По завершению систематических игровых занятий, была проведена повторная диагностика, которая показала следующие результаты:

- После проведения формирующего эксперимента уровень развития познавательной активности у детей младшей группы стал значительно выше в сравнении с результатами начальной диагностики.

- В экспериментальной группе произошли существенные изменения в уровне развития когнитивной сферы познавательной активности. Низкий уровень развития познавательной активности с 25% детей (3 чел.) уменьшился до 1 чел. детей (5%), средний уровень уменьшился с 65% детей (13 чел.) до 35% детей (5 чел.), в то же время высокий уровень развития познавательной активности вырос с 10% детей (2 чел.) до 60% детей (4 чел.).

В ходе проделанной работы была подтверждена теоретическая и практическая значимость темы исследования. Был осуществлен теоретический анализ проблемы влияния игровой деятельности на познавательную активность детей младшего дошкольного возраста.Проведена диагностика уровней развития познавательной активности в экспериментальной группе МДОУ № 1, разработана система игровых занятий, повышающих уровень развития познавательной активности.

Цели и задачи, поставленные в ходе работы, были выполнены. Гипотеза исследования была подтверждена.

Список литературы

  1. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2004. – С.326.

  2. Арапова-Пискарева Н.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса, А.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – С.57.

  3. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 523 с.

  4. Голицына Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы [Текст]/Н.С. Голицына. - М.: Скрипторий, 2007. – С.53.

  5. Губанова И.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  6. Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно – практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского [Текст] / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова. - Москва – Бирск, 2004. -С. 80 – 89.

  7. Дыбина О.В. Образовательная среда в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников. М., 2008.

  8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007.- 421 с.

  9. Колесникова Л. Учение без утомления [Текст] / Л. Колесникова// Дошкольное образование. - 2008. – №5.–56–60 с.

  10. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. – Барнаул, 2000.- С.32.

  11. Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольника. – М., 2001.

  12. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Фортуна, М., 2013. – 207с.

  13. Экспериментальное исследование познавательной мотивации дошкольников// Вопросы психологии. – 2002. - №11.-С.23.


Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-dietiei-mladshiego-doshkol-nogo-vozrasta-v-protsiessie-igrovoi-dieiatiel-nosti


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

«Дидактическая игра как средство развития познавательной активности.» Может ли ребёнок отказаться от усыновления



Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игры Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игры Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игры Развитие у детей познавательной активности посредством игры
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игры «Дошколёнок. ру» - Познавательное развитие дошкольников
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игры Развитие познавательной активности дошкольников(29)
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игры Методы познавательного развития дошкольников
Познавательное развитие детей с помощью игры «Бесплодные дни» и периоды возможного зачатия Гадание на нитке с иголкой форум Детская одежда оптом от производителя Россия. Интернет Зачатие, беременность, роды и ребенок на сайте для мам Искусственное оплодотворение - Школа ЭКО Как почувствовать энергию ци? Первые признаки беременности первые дни и самые явные симптомы зачатия Перелеты во время беременности Метки: ранний, срок

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ